Школьная медиация - актуальная проблема для образовательной системы России.
Школа – это срез общества и для нее характерны разнонаправленные конфликты:
между учениками, между учителями и учениками, между учителями и родителями. И конфликты
эти бывают порой очень жесткими и чреваты травматическими последствиями для
всех сторон.
Первые попытки применения медиации в школе были предприняты еще в начале
1980-х годов в США. С тех пор этот метод в тех или иных формах используется
достаточно широко в образовательном пространстве во многих странах мира.
Медиация – это метод разрешения споров, причисляемый к группе
альтернативных методов разрешения споров (ст. 2.Федерального закона от
27 июля 2010 г. № 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)").
При этом медиация в корне отличается ото всех остальных методов разрешения
споров – как традиционных, так и альтернативных. В медиации третья сторона –
медиатор – не уполномочена и не имеет права выносить решения по спору и, более
того, должна воздерживаться от предложения вариантов разрешения конфликта. Медиатор
– это независимое физическое лицо, привлекаемое сторонами в качестве посредника
в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу
спора.
Медиация – это метод, в основе которого лежит уважение к личности,
добровольное участие и волеизъявление, свобода выработки и принятия решений,
основывающихся на возможности защиты и удовлетворения интересов сторон, при
условии предоставления равных прав всем сторонам спора.
Процедура медиации ориентирована на выработку консенсусных решений сторон.
Решение, основанное на консенсусе, в отличие от компромиссного, в полной мере
удовлетворяет интересы каждой из сторон, и в силу этого является наиболее
жизнеспособным и стабильным.
Метод "Школьной медиации" ориентирован на работу со всеми
участниками образовательного и воспитательного процесса.
«Школьная медиация» – это и инновационная методика, и учебная технология,
рассчитанная на применение во всех институтах, принимающих участие в воспитании
и формировании личности ребенка – от семьи и дошкольных учреждений до высшей
школы.
Приходя в мир, каждый ребенок как личность несет в себе и положительный, и
отрицательный потенциалы развития. Потому задача взрослых – дать ему
возможность реализовать все лучшее, что ему дано. В первые годы жизни эта
задача лежит на семье, затем ее берут на себя дошкольные учреждения, школа, и,
конечно, особое место в развитии и становлении личности ребенка и подростка
занимает общение со сверстниками.
Но на всех этапах взросления человеку необходимо чувствовать себя в
безопасности, ощущать себя принятым, ценимым, уважаемым и любимым значимыми для
него людьми. Только тогда ребенок имеет возможность для нормального
психофизического и интеллектуального развития.